Наиболее приемлемым мне
представляется сочетание персоналистического подхода с аксиологическим.
Такой персоналистско-аксиологический, или личностно-ценностный, подход в
моём понимании предстаёт в следующем виде.
21
Внимание историка
сосредоточивается на личности. Из разных её составляющих - телесных,
душевных (эмоциональных и волевых) и духовных - наибольший интерес
представляет духовная сфера (духовный слой по терминологии Ротакера),
к которой относятся религиозные, нравственные, умственные и эстетические
переживания. В этой сфере пребывает присущая личности (перенятая или выработанная
самостоятельно) система ценностей. Здесь формируются мотивы поступков, ставятся
цели, определяются средства их достижения, осуществляется контроль над
деятельностью, делаются выводы, производятся оценки. Ни в чём этом
нет предопределённости, личность свободно выбирает, соотнося свой выбор
со своей системой ценностей. Именно эта соотнесённость с системой ценностей и
составляет смысл происходящего как во внутренней жизни личности, так и во
внешних её проявлениях.
Персоналистско-аксиологический
подход требует осознания самим историком его личной системы ценностей и того,
что в ходе своего исследования он будет руководствоваться своей иерархией ценностей,
что исследование "объективное" в смысле ценностно-нейтрального невозможно.
Поэтому нужно, чтобы в его иерархии достаточно высокое место занимали научно-исследовательские
ценности: любознательность, стремление к истине, научный метод, "объективность"
в смысле непредвзятости. Чтобы в соревновании с другими ценностями (идейными,
политическими, экономическими, бытовыми), с его личными пристрастиями, в вероятных
столкновениях с ними научно-исследовательские ценности по возможности одерживали верх.
Персоналистско-аксиологический подход
требует, далее, осторожного, бережного отношения к людям, которых так или иначе
касается исследование или с которыми оно связано: предшественникам историка в
обращении к данной теме, его коллегам (соратникам или соперникам), читателям и
слушателям, которым излагаются результаты исследования.
Важнейшей в ряду личностей,
к которым предполагается такое отношение, является личность исследуемая.
Она - не абстрактное понятие, не неодушевлённый предмет, не ценностно-нейтральное
явление. Она, как человеческая личность, сродна исследователю.
Именно это сродство даёт возможность исследователю понимать
её, разбираться в её ценностях и таким путём проникать в смысл
её помыслов и поступков.
Сказанное не означает,
что предполагается нейтральное отношение исследователя к ценностям
исследуемой личности. Как раз наоборот, ожидается, что он будет
последовательно соотносить её ценности со своими, оценивать её мысли и
дела по своей шкале ценностей. Критерием оценки личности изучаемой
является личность изучающая.
Одно из важнейших
свойств всякой личности - её отношения с другими личностями,
вхождение в те или иные сообщества. Особенно это касается людей,
с которыми у данной личности во многом совпадают ценностные системы,
и сообществ, ценностные установки которых она во многом разделяет.
При значительной общности ценностных систем имеет место взаимопроникновение:
в таком случае не только личность - часть сообщества, но и сообщество - часть
личности. Можно сказать, что личность отчасти (в большем или меньшем объёме,
но всегда лишь отчасти) состоит из сообществ, в которые она входит.
Но никогда этими сообществами она не исчерпывается, в духовной сфере
личности всегда остаются ценности, обеспечивающие её автономию.
А исчерпывается ли
сообщество входящими в него личностями? Никакая система не является
просто суммой свойств её элементов. При персоналистско-аксиологическом
подходе наибольший интерес представляет сообщество, в основе которого
лежит далеко идущая общность ценностных систем и которое вследствие
этого само личностеподобно, является как бы соборной личностью.
Примеры: семья, род, народ, к которому человек ощущает себя
принадлежащим; товарищи по играм в детстве, школьные друзья, молодёжный
кружок, добровольное общество, научная школа. Обычно менее личностеподобны
трудовой коллектив, политическая партия, воинская часть, состоящая из лиц,
отбывающих воинскую повинность (кадровое офицерство, наоборот, часто
является ярко выраженной соборной личностью).
Взаимодействие, взаимопроникновение
ценностей отдельных личностей, составляющих личность соборную, может привести к
порождению производных ценностей, обогащающих ценностную систему соборной личности
(и, следовательно, усугубляющих её личностеподобность) и ценностные системы её
составляющих. Но как бы личностеподобна ни была соборная личность, у неё не может
быть ценностей, отличных от тех, которые присущи составляющим её живым людям.
Тем более не может она в ценностной иерархии стоять выше человеческой личности.
Она всё-таки только личностеподобна.
Со светско-научной точки зрения,
соборной личностью является церковь, хотя для верующего сущность церкви этим
не исчерпывается и даже главным образом не в этом.
22 Но именно стремясь выразить
своё понимание православной церкви, А. С. Хомяков, человек глубоко верующий,
остановился на термине "соборность".
23 К другим сообществам этот термин прилагается
по аналогии.
На противоположном конце
ценностной шкалы находятся соборные личности с преобладанием отрицательных
ценностей (воровская шайка, террористическая банда, сообщества чекистского
или эсэсовского типа).
Непременным признаком
соборной личности является свобода приятия ценностной системы как сообществом
в целом, так и отдельными его членами. Сообщество принудительное (завоевателей
и завоёванных, заключённых и тюремной стражи, деспотических правителей и подвластного
им населения, носителей официальной идеологии и свободомыслящих людей) - прямая
противоположность соборной личности. Далеко от понятия соборной личности и
сообщество добровольное, но основанное не на целостной системе ценностей, а
на относительно простом их наборе, особенно утилитарном (акционерное общество,
очередь за дефицитным товаром, митинг с одним лозунгом: "Долой!").
Персоналистско-аксиологический
подход подводит к пониманию истории как соотнесения личностями, отдельными и
соборными, своих помыслов и поступков со своими ценностными системами и установками.
Передачи и усвоения сменяющими друг друга поколениями ценностных систем и основанных
на них привычек, обычаев, образов мысли и действия. Перемен в системах ценностей ,
то ли путём использования внутренних творческих возможностей отдельной или соборной
личности, то ли посредством заимствования приглянувшихся ценностей со стороны.
И соотнесения помыслов и дел с новыми установками.
Всё это происходит в духовной
сфере, которая есть сфера свободы. Она не изолирована, конечно,
от телесной и душевной сфер, ощущает исходящие от них стимулы (телесные
потребности, эмоциональные побуждения, волевые порывы). Но она
автономна по отношению к ним, свободна в своей реакции на их стимулы
(хотя в случае конфликта не всегда в состоянии противоборствовать им).
Можно сказать (с Гегелем, но не по Гегелю), что смысл истории - в свободе.
_____________________________________________
21 Предлагаю вниманию читателя
свои соображения с трепетом душевным. Сознаю, что в них могут
обнаружиться оплошности, даже серьёзные. Буду весьма благодарен
за указание таких оплошностей.
22 Обычно я, не будучи в достаточной степени
ни платоником, ни аристотеликом, избегаю
употреблять понятие сущности (ουσία).
Но тут мне не приходит в голову ничего, более подходящего.
23 Частое употребление термина "соборность"
теперешними "национал-патриотами" и коммунистами -
словоблудие, затемняющее само понятие и для многих порядочных
людей его компрометирующее. Но мало ли что они
своим словоблудием компрометируют!
|